Весной 2012 года на сравнительные испытания Григорию Королеву (На GUNS.RU известен как KGS) были отправлены:

Манок Егерь-6.

Активный  динамик Егерь АВЗМ (испытывался в пассивном и активном режиме)

Пассивный динамик Егерь ВЗМ тип 2 – новый пассивный динамик Егерь.

Григорий производил сравнительный прогон, используя собственный манок PLURIFON  и два динамика – PLURIFON TR-105 и BIRD SOUND.

Обмен мнениями и обсуждение результатов испытаний осуществлялись, в основном, по электронной почте. Далее приводятся слегка подредактированные и скомпонованные выдержки из переписки.

Черным цветом приводится текст от Григория.

Красным и синим – комментарии двух специалистов предприятия разработчика/изготовителя.

Красным – Александр Сергеевич, Синим – Сергей Александрович ))))

Вот фото оборудования:

 

 

 

 

Начало.

 

(KGS)

1) Что понравилось:

Эргономика манка:   управление манком при определенном небольшом навыке – довольно удобное и грамотное. Очень понравилась прокрутка с мгновенным выводом на дисплей вкупе с четырьмя параллельными кнопками. Действительно можно быстро подобрать нужные треки.  В целом алгоритм управления манком очень удачный. 

 2) Что бы изменил:

А в сумерках по ошибке пытался сунуть штекер колонки  в отверстие, в котором установлен сигнальный светодиод.  В результате, последний, при небольшом нажатии утопился в глубь корпуса.  На работе манка это не сказалось, но лучше диод немного выдвинуть из корпуса наружу и вклеить в корпус.  А то в темноте можно перепутать дырки, что я и сделал.

(АС)

Кое что в этом направлении уже сделано. Например, в Егере-56 светодиод вынесен на переднюю поверхность. Он расположен рядом с динамиком. Это было сделано из других соображений – в Е56 с торца большую часть площади занимает небольшой дисплей, и светодиод пришлось вынести. Как бы то ни было, такое расположение фонаря нам понравилось больше, чем используемое ранее, хотя в манке Егерь-4 фонарик тоже находился на передней панели корпуса.

 

Б) Штекер питания желательно сделать побольше, как на многих импортных манках.

Ведь эксплуатация манка подразумевает полевое использование.  По своему опыту, я и мои товарищи в азарте в погоне за сбитыми гусями, несколько раз задевали замаскированный провод динамика ногой.   После чего мой «плюрифон»  приобретал  определенное ускорение, следуя за проводом.   Штекер на «Егере» такое наверное не выдержит.

 

Это уже тоже сделано. В Е56 гнездо питания вынесено на боковую поверхность и сделано большего диаметра. Отчасти, чтобы не попытаться воткнуть в него штекер внешнего динамика, отчасти, как раз с целью, сделать гнездо попрочнее.  В манках Егерь-3М, Егерь-5М, Егерь-45 и Егерь-6 размер гнезда питания был выбран «традиционным» и соответствовал более ранним моделям – Nimrod/Егерь-3, Егерь-4 и Егерь-5. 

(СА)

По гнезду внешнего динамика: наверно есть смысл сделать и его покрупнее. В «топовых» моделях итальянских манков стоят разъемы RCA («тюльпаны»). В Егере-56 такая возможность заложена, но пока (в основном, по соображениям совместимости) мы ставим обычные 3,5 мм «джеки».

 

Здесь уже сказывается некоторая инерционность торговой сети.  Егери-56 могут быть переведены на разъемы RCA (Тюльпан) практически в любое время. На фото на сайте Торгового дома Егерь манок Егерь-56 присутствует, в том числе, и с таким разъемом. Остальные модели сейчас проходят некоторую трансформацию, и возможность поставить гнезда разных размеров будет заложена во всех моделях. Кроме того, гнездо питания переносится на боковую поверхность и делается большим.

 

В) Автономное питание с «кроны» лучше перевести на стандартные АА, что дает возможность использовать аккумуляторы.  Да и подобные 9в батарейки не везде продают.

 

Маленькие Plurifon-ы тоже питаются от батарей формата Крона/Корунд. В корпуса небольших размеров большие источники питания не входят. Тем не менее в Егере - 45 и Егере - 56 так и сделано. В них удалось разместить 4 элемента АА (больше туда тоже не вошло). В корпусе, который изначально под них не был предназначен, это сложно сделать.  В Егере - 6 для батарей АА уже просто нет места. Дальнейшее увеличение мощности встроенного питания возможно лишь с серьезными переделками базового конструктива корпуса. Возможно, придется перейти на другой типовой габарит корпуса. Пока этот вопрос находится в стадии внутреннего обсуждения и планов.

 

Теперь непосредственно о самой работе:

1) Утки:

С помощью Егеря мне удалось без особых проблем взять селезней практически всех пород, которые были на момент охоты.  (фото прилагаю) На уток манок работает нормально.

2) Гуси:

Здесь картина мерее радужная (это относится только к гусиной охоте):

В начале немного сам механизм охоты, чтоб было более понятно для чего нужна большая громкость.

После того, как выставлены чучела, я из засидки начинаю как бы сканировать пространство, включая с паузами «призыв» или «стаю в полете».   В определенный момент слышу отзывающихся гусей.  Дальше уже перехожу на «сидящую стаю».  Т.е гуси слышат себе подобных, поворачивают в мою сторону, дальше замечают чучела и начинают делать облет постепенно снижаясь.   По опыту – на рассвете в безветренную погоду манок слышно километров с двух-трех.  

Гуменника я не застал, видимо пролетел раньше.  С помощью Егеря - взял несколько белолобых, но основным фактором приманивания гусей были чучела.  Т.е гуси в начале реагировали на чучела, а потом на манок.   Так как для подманивания гусей с большого расстояния не хватало мощности усилителя манка.  По слуховому восприятию «Егерь», при работе с любым пассивным динамиком (помимо штатного, пробовал с  «Бёрд саунд» и  «TR-105»)  уступает «Плюрифону Мини РДП 2» как минимум в два-три раза.  Хотя заявленная мощность у последнего 8 ватт. 

Здесь есть один хитрый момент, про который не любят говорить производители манков. У большинства (я бы сказал, у всех, что мы исследовали, хоть у итальянских, хоть у наших) манков (Плюрифон не исключение) задран уровень сигнала на входе усилителя. На выходе получается сильно искаженный сигнал. В нем присутствуют дополнительные гармоники, которых в оригинале голоса нет.  Скажем, в Локвогеле http://www.rass.ru/cms/lvogel/lvogel.html , вовсе, сигнал задран так, что на выход идут почти прямоугольные импульсы. В результате на слух для ЧЕЛОВЕКА создается ощущение более громкого и насыщенного звука (как знать, может быть и для гусей - тоже). Мы от этого раньше старались уйти. Сделать псевдогромкое звучание несложно.  Достаточно просто поднять уровень сигнала. Несколько раз вопрос об этом вставал, но пока мы все же пытаемся выдавать на выход манков более или менее приличный сигнал.  В результате, амплитуда сигнала на выходе манка без искажений больше, и звук объективно громче, а на слух кажется, что тише и не такой насыщенный. На самом деле, усилитель Егеря-6 выдает большую мощность, но, вот, вблизи, будет казаться, что Плюрифон с 8 ваттами звучит громче. Эта тема будет проработана и, если сообщество охотников, в лице сотрудничающих с нами экспертов, захочет ввести возможность работы с большими предыскажениями сигнала, мы такую возможность обеспечим. На сегодня имеется модель Егеря – 6 с запредельно задранным уровнем сигнала. На слух она звучит в разы громче. Есть некоторые мелкие сомнения по части ее применимости. Как только найдем компромиссное решение – обеспечим для желающих возможность работать с заведомо искаженным сигналом. Уши живых существ вещь тонкая. При сильных искажениях, часто, звук начинает казаться более насыщенным, а не только более громким.

 

По работе динамиков:

Проводил следующий эксперимент.  На карте «Егеря» есть гусиный трек, аналогичный самому рабочему «Плюрифоновскому».   

Я делал следующее – издалека подманивал небольшие стайки белолобиков «плюрифоном», после того как стая начинала делать облет вокруг чучел - включал «Егерь» с аналогичным треком и медленно убавлял громкость на «плюрифоне», оставляя работать один «егерь».   По моему мнению, оба представленных динамика «Егеря» имеют более узконаправленное звучание по сравнению с «плюрифоновским» TR-105.    При таком звучании не создается объема, и это настораживает гусей.   Этот эффект есть и при использовании TR-105, но значительно в меньшей степени.  Обоим представленным Вами динамикам не хватает низов, из за этого звук получается не естественный, какой-то синтетический.

 

С этим трудно не согласиться. У этих динамиков низов меньше, особенно у ВЗМ-2 – он имеет хорошие характиристики по средним – высоким частотам.  Чтобы хорошо воспроизводить низы, нужны динамики бОльших размеров. В планах есть сделать крупный водозащищенный динамик. Но это пока вопрос будущего.

 

Пассивный динамик при подключении к Плюрифону не выдерживает большой громкости и начинает хрипеть.

 

Он скорее как раз подтягивает те самые искажения, про которые написано выше, поскольку, как уже писалось при питании от аккумулятора 12 в. громкость (объективная) у Егеря-6 больше и, соответственно, нагрузка на динамик выше, но звучит он без хрипов, а с Плюрифоном начинает хрипеть . TR105, возможно, не воспроизводит части гармоник, которые хорошо слышны в ВЗМ Егере. Есть еще несколько соображений, откуда берутся хрипы. В целом, они все равно сводятся к тому, что при бОльшей амплитуде сигнала у Егеря хрипов в пассивном динамике нет потому, что сигнал с него идет неискаженный.

 

Цвет проводов динамиков желательно сделать зеленого цвета.

Тут мнения «в конторе» разделились. У нас часть динамиков идет с проводами черного цвета. Часть с проводами серого цвета.  Лично я сторонник проводов зеленого цвета. Это технически осуществимо. Но часть народу считает, что и серый провод вполне хорош. Подумаем…

 

Длину проводов увеличить  до 10 – 15ти метров.

Кабели есть разной длины. Тот кабель переходник, что мы высылали для испытаний, делался из куска длиной 8 метров. Обычно поставляются ВЗМ с кабелем длиной 2,5 м, АВЗМ с кабелями 5м или 10 м и различные удлинители 10м и 20 м. На заказ – и более.

 

По активному динамику:

У него гнездо подключения находится с нижней стороны,   что исключает его вертикальную установку рупором вверх, без каких либо приспособлений.

Тут есть кой-какие идеи. Дело в том, что в АВЗМ изначально планировалось устанавливать фотогайку (такую же, как в фотоаппаратах). Гайки даже заготовлены в «немеряных количествах». А в гайку или заворачивать винт от любого штатива, если надо, или использовать специальные приспособления для установки динамика – прототипы сделаны, но пока тоже в серию не пошли. В основном в связи с перегрузкой производства.  Приспособления для установки – тема, как это ни странно достаточно пространная. Здесь ее обсуждать, смысла нет. Вернемся к этому вопросу позже.

 

При охоте на гусей, такое положение динамика – основное.  

 К примеру на TR-105 стоит металлическая душка для стационарного крепления.  Я вначале хотел ее отвернуть, но потом оказалось, что с помощью ее я могу выставить динамик под любым углом.  Очень удобно.

 

С фотогайкой, фотострубциной или небольшим штативом можно вовсе как угодно разворачивать динамик. Ну и, как было написано выше, есть еще несколько решений. Они будут озвучены позже.

Для использования в активном режиме -  использовал одни из самых хороших NiMh аккумуляторов Sanyo c высокой токоотдачей.  Но все равно до «Плюрифона» не дотягивает,  хотя громче, чем пассивный динамик.  

 

Тут есть две тонкости.  Во-первых NiMh аккумуляторы имеют изначально более низкое напряжение 1.2 в против 1,5 в у одноразовых элементов. Во вторых, при питании от 6 АА (тем более от аккумуляторов), усилитель полную мощность не развивает. Обычные батареи, в том числе щелочные, правда, имеют свойство довольно интенсивно снижать напряжение по мере разряда, но, все равно стартовые 9 в против стартовых 7,2 в. С 12 вольтным питанием манка и в том и в другом случае тягаться сложно. АВЗМ задуман, как компактное интегрированное устройство. Кроме того, кабель длиной несколько десятков метров сильно садит сигнал, идущий к пассивному динамику (может «съесть» половину мощности и больше). А при наличии усилителя в динамике (АВЗМ) можно брать практически какой угодно тонкий кабель (бухта обычного кабеля длиной в 50 метров займет полрюкзака) и бросать его на десятки метров при необходимости. Тут и дистанционное управление становится не очень нужным.

 

  По моему мнению – нужно отдельно спроектировать манок для гусиной охоты. Пусть он будет не такой компактный как «егерь 6»,  но более мощный.

Про больший корпус как раз уже написал выше. Про громкость – тоже. Планируем сделать специальный вариант с задранным до достаточно больших искажений сигналом.  Если отзывы охотников будут положительными, просто «перешьем» управляющие программы микроконтроллеров в манках.

.Последнее время в Москве предлагаются комплекты с двумя динамиками – в том числе один АВЗМ, второй – параллельно ему - ВЗМ-2. Я, вроде предлагал такое попробовать. Пробовал? Удлинитель был специально с несколькими разъемами, чтобы можно было воткнуть в параллель и АВЗМ и ВЗМ-2.

Пробовал все возможные варианты подключения.  
По работе присланных тобой динамиков в паре -   активный работает громче, чем пассивный, соответственно заглушает последний.

Вот это странно… У ВЗМ-2 наоборот чувствительность выше и звуковое давление он развивает большее. А манок в это время работал от аккумулятора? И на полную громкость?

Но эффект объема присутствует. TR 105 с егерем работает очень хорошо, но как писал раньше - тихо.

Как уже было написано выше, можно сделать дополнительный уровень громкости, когда манок будет работать с такими же искажениями, как и Плюрифон. Кстати, если мне не изменяет память, по крайней мере, в некоторых Плюрифонах, был переключатель, который с разгону вызывает некоторое удивление, – типа «полная мощность/ половинная мощность». На самом деле, скорее всего, как раз речь идет о работе без искажений и с искажениями. Дело было давно, сейчас уже детали сложно вспомнить. В общем, режим с перегрузкой, мы , скорее всего, попробуем внести в ближайшее время и оценим результат. Не хотел я этого делать…

 

Про динамики. Испытывался также динамик фирмы "Bird Sing", которая сейчас "Bird Sound" называется. Покупался в очень древние времена товарищем, за не очень нескромную  сумму, с кассетным манком этой же фирмы. Кстати манок до сих пор работает :).

Он выпускался также у Локвогеля под маркой ТК-5, у Текноеста он тоже был, а вот он же у Берд Саунда (Синга).

http://www.outdor.ru/product.html?id=164

Ну, т.е. на самом деле, похоже, его делали,  или китайцы или тайваньцы, а все вышеперечисленные у них заказывали его в зеленом цвете. Мы такой динамик крутили когда-то очень давно. Он нам не сильно понравился, хотя, говорят, дичь на него летела. Их основу – оповещатель или сирену, возможно, сейчас уже просто не делают.

 Сам динамик работает довольно не плохо.  Если считать по стопроцентной шкале, то процентов 70 от TR105.  Уступает по низам и на полной мощности при работе от плюрифона по моим ощущениям вибрирует сам корпус.

Да, насколько я помню, у него частотка не самая хорошая, но зато он кругло-плоский. Хорошо его «на спину» положить чтобы звучал во все стороны.

 

Я вообще ищу динамик, для охоты на лося, который хорошо будет работать на низких частотах.  Пока ничего путного не встречал. На кабана TR105 работает отлично, но на лося.......:(.

Лема - МПУ (Хантерхелп) поставляют динамик под названием «Лось-2», если не ошибаюсь. Он Мидланд-Алан на самом деле. У нас такой есть в зеленом корпусе, но в серию мы его пускать не стали. Низы он воспроизводит получше, но громкость, увы, не такая высокая (примерно, как у внутреннего динамика в манках Егерь), как хотелось бы, что и должно быть. Не получается, чтобы и низы шли, и компактно было. В нем нет ни рупора, ни колокола – обычный динамик, соответственно, звуковое давление невысокое. Вот такой в оригинале:

http://www.midland.ru/products/consumer/accessoires/speakers/806/

Или вот как он выглядит в зеленом цвете:

 

Хочу высказать свое мнение по активному динамику.
 На гусей приходится куда-то ехать на довольно приличное расстояние на несколько дней и размещаться в полевых условиях. Я беру с собой один семиамперный аккумулятор и автомобильную зарядку к нему. После охоты ставлю его на ночь на зарядку в машину, и так раз за разом. На этом моя головная боль с энергообеспечением манка полностью решается. Теперь представим ситуацию с пальчиковыми батарейками или аккумуляторами. Шесть алкалиновых, тем более литиевых батареек стоят довольно дорого. Если учесть, что нужно брать с собой несколько комплектов, то это выльется в копеечку, а еще нужно обеспечить питанием сам манок.  

По активному динамику могу сказать, что это, все же, как, впрочем, и остальное оборудование, достаточно компромиссное устройство и достаточно универсальное. Со всеми плюсами и минусами. Пока статистика такая. В этом году активных динамиков берут уже больше, чем пассивных и, вообще, по динамикам рост продаж идет даже быстрее, чем по манкам.

 

 

А если бы был еще защищен хотя бы от дождя....

От дождя защитить тоже можно, но все получается резко дороже. Обрезиненные кнопки, уплотнения на валу, герметичный корпус – это надо специальные люки делать. Идеи есть, но цена существенно поднимается. Мощность усилителей – на сегодня вообще вопрос вторичный. Можно делать хоть какой мощности, хватило бы питания. У самих динамиков есть одно вечно слабое место – выход раструба – в него постоянно вода норовит залиться. Тут надо, наверное, будет делать свой корпус с куполом и специальной системой дренажа, а не просто дырочной, как у Плюрифона TR-105. Скажем ВЗМ-2, так и вовсе при дожде нужно опускать раструбом вниз - иначе вода в рупор нальется. Ну, например, повесить на сучок рупором низ на веревочке )))

 

Фото трофеев и т.д.